Исследования AVI Group

Оценка ликвидационной стоимости автотранспорта по ФСБУ 6/2020

В данной статье приводится наше видение оценки ликвидационной стоимости автотранспорта компаний в рамках подготовки отчетности по ФСБУ 6/2020 "Основные средства", основанное на опыте оценки в рамках МСФО, свежего опыта общения с клиентами и аудиторами оценки по ФСБУ проектам.

В соответствии с пунктом 30 ФСБУ 6/2020 под ликвидационной стоимостью актива считается величина, которую организация получила бы в случае выбытия данного объекта (включая стоимость материальных ценностей, остающихся от выбытия) после вычета предполагаемых затрат на выбытие. 

Причем объект основных средств рассматривается таким образом, как если бы он уже достиг окончания срока полезного использования и находился в состоянии, характерном для конца срока полезного использования. В соответствии с п. 37 ФСБУ 6/2020 "Срок полезного использования, ликвидационная стоимость и способ начисления амортизации (далее – элементы амортизации) объекта основных средств определяются при признании этого объекта в бухгалтерском учете".

Первое, что необходимо сделать  - установить срок полезного использования для оцениваемого автотранспорта. Срок полезного использования одного и того же транспортного средства для разных компаний может быть разным. Это может быть связано как и с режимом использования автомобиля (например, в такси или каршеринге автомобили используются интенсивнее обычного), так и с самой политикой компании (требование обновлять автопарк).
Для оценщика и аудитора более комфортно будет запросить у Клиента письмо-представление с декларацией или суждением самой Компании и планах по использованию автотранспорта и его дальнейшей ликвидации. Не стоит под ликвидацией понимать утилизацию в металлолом!

Ликвидация здесь - это распоряжение имуществом в конце срока полезного использования, не более того. В учебнике по оценке машин и оборудования Американского общества оценщиков приводятся такие определения:

  • обычная ликвидационная стоимость (orderly liquidation value) - расчетная денежная сумма, которая обычно может быть получена от продажи актива с учетом разумного периода времени, необходимого для поиска покупателя, при этом продавец вынужден продавать на условиях "как есть" (без НЭИ) и "где есть" (на локальном рынке)

  • скраповая стоимость (scrap value) - денежная сумма, которая может быть получена от продажи актива на его материальные составляющие, на металлолом

И конкретно для автотранспорта вряд ли Компания планирует использовать их до состояния металлолома, после чего сдавать в чермет. А значит и оценивать надо не скраповую стоимость, а обычную ликвидационную, то есть деньги от продажи в конце СПИ.

Из нашей крайней практики: Компания приобретает представительские автомобили новыми, использует их обычно в течение 5 лет, после чего продает на рынке по рыночной стоимости, проводя при этом необходимую предпродажную подготовку.

Вторая часть пункта 30 говорит, что объект надо оценить в ценах на дату оценки, но при специальном допущении, что он уже достиг окончания своего срока полезного использования.

Далее приведем для наглядности пример расчета автомобиля BMW стоимостью на 31.12.2022 (Дата оценки) в салоне 8,5 млн руб., купленного 01.01.2020, для которого компания установила срок полезного использования в 7 лет.

Износ будем считать по методике Центрального банка РФ (Положение от 04.03.2021 № 755-П), по формуле:

–   dT  – коэффициент влияния срока эксплуатации (для BMW равный 0,042)
–   T – срок эксплуатации, лет
–   dL – коэффициент влияния пробега (для BMW равный 0,0023)
–    L  – пробег, тыс. км


В данном примере ликвидационная стоимость автомобиля для Компании будет 3,3 млн, а вовсе не 25 тысяч от утилизации в металлолом, как некоторые могли подумать.

И это будет разумно для пользователей отчетности: Компания будет ежегодно амортизировать по 739 тысяч, что будет плюс-минус приближать остаточную стоимость к справедливой. А к концу 7 года, когда Компания действительно будет продавать автомобиль, так как нужен новый представительский авто, у нее на балансе будет та самая сумма в 3,3 млн, за которые она и продаст свой 7-летний БМВ. Пренебрегая, конечно, тенденциями на рынке и разным характером начисления износа в бухгалтерии и в жизни.

Готовы провести для Вашей компании проверку элементов амортизации по ФСБУ или тест на обесценение основных средств в соответствии с IAS 36 

2023-01-23 19:35 Исследования компании